Сервитут в отношении лесного участка (лесной сервитут) бывает двух видов – частный и публичный.

Частный сервитут в отношении лесного участка – соглашение, служащее основанием для предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В России реализуются и планируются к реализации множество инфраструктурных проектов, осуществление которых связано с созданием линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.), а также добычей полезных ископаемых. Учитывая, что земли лесного фонда составляют две третьих всей площади России, решение задач по осуществлению таких проектов непосредственно связано с использованием лесных земель.

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута установлен статьей 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации.

В целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых устанавливается исключительно частный сервитут.

Не требуется осуществление кадастрового учета частей земельных участков при установлении сервитута на срок до трех лет (пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации). В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Лица, использующие леса на основании сервитута, обязаны использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с лесным законодательством, лесохозяйственным регламентом лесничества, составлять проект освоения лесов, подавать ежегодно лесную декларацию, представлять сведения, предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 60, частью 1 статьи 60.11, частью 1 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством.

Публичный сервитут в отношении лесного участка – право пользования лесным участком неограниченному кругу лиц, которое устанавливается уполномоченным органом.

Согласно разъяснениям Рослесхоза органы исполнительной власти субъектов, уполномоченные в области лесных отношений, устанавливают публичные сервитуты на землях лесного фонда в целях размещения линейных объектов только регионального значения, если это предусмотрено положением об этих органах.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации органы, уполномоченные на установление публичного сервитута в указанных целях, определяются не категорией земель, где будет размещен линейный объект, а видом объекта – федеральным, региональным или местным.

В настоящее время уполномочены на установление публичных сервитутов на землях лесного фонда восемь федеральных органов исполнительной власти: Минэнерго России, Минцифры России, Минстрой России, Минвостокразвития России, Росавиация, Росавтодор, Росжелдор и Росморречфлот, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации).

Использование конструкции публичного сервитута позволяет размещать линейные объекты без образования земельных участков, что снижает издержки правообладателей̆ объектов.

При этом, согласно статье 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.

Плата за публичный сервитут не обремененного правами третьих лиц участка рассчитывается как 0,01 % кадастровой стоимости участка за каждый год его использования и в сотни раз ниже арендной платы (арендная плата в отношении лесного участка устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»).

Порядок заключения соглашения об установлении публичного сервитута установлен главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Лица, использующие леса на основании публичного сервитута, обязаны использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с лесным законодательством, лесохозяйственным регламентом лесничества, составлять проект освоения лесов, подавать ежегодно лесную декларацию, представлять сведения, предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 60, частью 1 статьи 60.11, частью 1 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством.

Срок предоставления услуги:
до 30 дней.

Стоимость:
от 100 000 руб.

Работая с нами, Вы получаете:

  • Подробную консультацию наших специалистов, которые всегда рады Вам помочь.
  • Помощь в подготовке и оформлении всех необходимых документов.
  • Полное сопровождение на всех этапах работы.

Документы, обязательные для предоставления:

  1. Заявление о заключении соглашения об установлении сервитута.
  2. Схема границ сервитута на кадастровом плане территории (в случае установления сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется).
  3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Документы, получаемые по результатам оказания услуги:

  1. Ходатайство об установлении публичного сервитута.
  2. Документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в установлении сервитута (публичного сервитута):

  1. Основания, предусмотренные пунктом 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае установления частного сервитута).
  2. Основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае установления публичного сервитута).

Регулирование:

Часто задаваемые вопросы:

Как расчитывается плата за сервитут?

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности».

В случае, если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, то соглашение об установлении сервитута заключается землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, без предварительного согласования с уполномоченным органом (пункт 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации). В этом случае плата за сервитут будет поступать напрямую указанным лицам (пункт 3 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как расчитывается плата за публичный сервитут?

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации органы, уполномоченные на установление публичного сервитута в целях размещения линейных объектов, определяются не категорией земель, где будет размещен линейный объект, а видом объекта – федеральным, региональным или местным.

В настоящее время уполномочены на установление публичных сервитутов на землях лесного фонда восемь федеральных органов исполнительной власти: Минэнерго России, Минцифры России, Минстрой России, Минвостокразвития России, Росавиация, Росавтодор, Росжелдор и Росморречфлот, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.

Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.

Безвозмездным является публичный сервитут, установленный:

1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;

3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.

Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 № 321 «Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам».

Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Можно ли установить сервитут без регистрации?

Сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 17 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Исключение – установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности на срок до трех лет. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории (пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).

Какие услуги нужны после установления сервитута (публичного сервитута)?

После установления сервитута (публичного сервитута) необходимо разработать проект освоения лесов, который подлежит государственной экспертизе.

Также в соответствии с требованиями лесного законодательства в случае осуществления рубок лесных насаждений и выполнения лесосечных работ, необходимо провести отвод и таксацию лесосек, а также подготовить таксационное описание лесосек. Выполнение лесосечных работ без таксационного описания лесосеки не допускается.

После выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо разработать и направить в региональное Министерство или Комитет лесного хозяйства лесную декларацию и получить извещение о ее принятии.

Важно учесть, что лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации.