Изменение границ особо защитных участков лесов – процедура, при которой на основании проектной документации, разработанной заинтересованным лицом и утвержденной уполномоченным органом, осуществляется внесение соответствующих изменений в государственный лесной реестр.
Статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов установлен особый правовой режим использования лесов.
В России реализуются и планируются к реализации множество инфраструктурных проектов, осуществление которых связано с созданием линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.), а также добычей полезных ископаемых. Учитывая, что земли лесного фонда составляют две третьих всей площади России, решение задач по осуществлению таких проектов непосредственно связано с использованием лесных земель.
При этом зачастую проектируемые объекты инфраструктуры попадают в границы особо защитных участков лесов, в связи с чем необходимо осуществить процедуру проектирования и изменения границ таких земель.
Таким образом, для изменения границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов, заинтересованному лицу необходимо разработать проектную документацию, которая подлежит согласованию и утверждению Рослесхозом.
С учетом того, что для проведения таких работ необходимо обладать специальными знаниями в сфере лесного хозяйства, целесообразно обратиться к профессионалам.
Порядок выделения и упразднения особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов, установлен приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Документы, обязательные для предоставления:
- Заявление о согласовании и утверждении проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов.
- Проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов.
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Документы, получаемые по результатам оказания услуги:
- Проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов.
- Решение уполномоченного органа об изменении границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов.
Основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка:
- Несоответствие документации требованиям к форме и составу сведений, включаемых в лесоустроительную документацию, а также требованию к формату лесоустроительной документации в электронной форме, установленным лесным законодательством.
- Несоответствие изменения особо защитных участков лесов, а также их упразднения требованиям лесоустроительной инструкции.
- Обнаружение ошибки в документации (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки, допущенной при ее подготовке и повлекшей недостоверность информации, содержащейся в лесоустроительной документации).
Возврат проектной документации не является препятствием для ее доработки и повторного представления в уполномоченный орган.
Регулирование:
- Лесной кодекс Российской Федерации.
- Земельный кодекс Российской Федерации.
- Приказ Минприроды России от 05.08.2022 № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Часто задаваемые вопросы:
Что такое особо защитные участки лесов?
Особо защитный участок леса – участок леса, выполняющий специфические средообразующие, водоохранные, защитные и иные функции.
Какие бывают виды особо защитных участков лесов?
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины, за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации к особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) объекты природного наследия;
8) другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Какие виды деятельности запрещены в особо защитных участках лесов?
Согласно части 3 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на заповедных лесных участках запрещаются:
1) проведение рубок лесных насаждений;
2) использование токсичных химических препаратов;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разведка и добыча полезных ископаемых;
5) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации, запрещаются:
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Какой порядок изменения границ особо защитных участков лесов?
Для изменения границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов, заинтересованному лицу необходимо разработать проектную документацию, которая подлежит согласованию и утверждению Рослесхозом.
Проект особо защитных участков лесов должен включать в себя следующие разделы:
а) общие сведения;
б) исходные данные;
в) ведомость проектируемых особо защитных участков лесов;
г) графическое описание границ земель, на которых располагаются проектируемые особо защитные участки лесов, включающее в себя перечень координат характерных точек их границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН;
д) пояснительная записка.
Ведомость проектируемых особо защитных участков лесов должна содержать:
а) наименования видов особо защитных участков лесов;
б) площади особо защитных участков лесов по их видам, в га с округлением до 4-х знаков после запятой;
в) наименования участковых лесничеств;
г) номера лесных кварталов;
д) номера лесотаксационных выделов и их площади, в га с округлением до 4-х знаков после запятой;
е) иную информацию, полученную при осуществлении мероприятий по проектированию особо защитных участков лесов.
Пояснительная записка, подготавливаемая по результатам выполнения мероприятий по проектированию особо защитных участков лесов, должна содержать в себе соответствующее обоснование.
С учетом того, что для проведения таких работ необходимо обладать специальными знаниями в сфере лесного хозяйства, целесообразно обратиться к профессионалам.
Порядок выделения и упразднения особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов, установлен приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Кто утверждает проектную документацию по изменению границ особо защитных участков лесов?
Проектная документация подлежит согласованию и утверждению Рослесхозом.
Рассмотрение материалов по выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, осуществляет Комиссия Рослесхоза, созданная на основании приказа Рослесхоза от 21.01.2020 № 15 «О Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению материалов по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов…».
Какие услуги нужны после изменения границ особо защитных участков лесов?
После изменения границ особо защитных участков лесов необходимо разработать проект освоения лесов.
Проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в том же органе, который выдал договор аренды лесного участка (региональное Министерство или Комитет лесного хозяйства).
Также в соответствии с требованиями лесного законодательства в случае осуществления рубок лесных насаждений и выполнения лесосечных работ, необходимо провести отвод и таксацию лесосек, а также подготовить таксационное описание лесосек. Выполнение лесосечных работ без таксационного описания лесосеки не допускается.
После выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо разработать и направить в региональное Министерство или Комитет лесного хозяйства лесную декларацию и получить извещение о ее принятии.
Важно учесть, что лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации.