Согласно статье 1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В настоящее время Лесным кодексом РФ предусмотрены 19 видов использования лесов. При этом леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено указанным кодексом, другими федеральными законами.
Вместе с тем порядок обеспечения многоцелевого использования лесов до настоящего времени не разработан.
Например, порядок использования лесов одновременно для заготовки древесины и строительства линейных объектов; для заготовки древесины и заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и т.д.
Фактически, определение возможности многоцелевого использования лесов осуществляется региональными органами власти, которые предоставляют лесные участки в пользование.
Кроме того, в п. 2.13 «Основания для отказа в предоставлении государственной услуги» административного регламента по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование, утверждённого приказом Минприроды России от 25.10.2016 № 559, указано следующее основание для отказа:
"- указанный в заявлении лесной участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении лесного участка обратился обладатель данных прав."
Таким образом, в субъектах Российской Федерации сложилась разнообразная практика, при которой нет единого подхода по данному вопросу (заявителю могут как отказать в связи с наличием обременения, так и принять положительное решение).
Представляется, что действующее законодательство имеет правовой пробел в части обеспечения принципа многоцелевого и рационального использования лесов. В свою очередь, это может стать причиной злоупотреблений «на местах», в связи с чем мной был подготовлен соответствующий запрос в Минприроды России, ответом на который обязательно поделюсь.