Для того, чтобы ответить на этот вопрос сначала необходимо определиться с видом использования лесов.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены следующие виды использования лесов:
- Заготовка древесины.
- Заготовка живицы.
- Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов.
- Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
- Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
- Ведение сельского хозяйства.
- Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
- Осуществление рекреационной деятельности.
- Создание лесных плантаций и их эксплуатация.
- Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
- Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).
- Осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
- Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
- Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
- Переработка древесины и иных лесных ресурсов.
- Осуществление религиозной деятельности.
- Иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
- Использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
- Использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
- Использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
- Использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
- Реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
- Заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации.
- Нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В случае, если лесной участок не поставлен на кадастровый учет, необходимо получить решение о предварительном согласовании предоставления лесного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации в следующем порядке:
- Подготовка проектной документации лесного участка, за исключением случаев проектирования лесного участка в целях размещения линейных объектов (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории).
- Подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления лесного участка (сведения, которые указываются в заявлении, определены статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
- Принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
- Обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования лесного участка в соответствии с проектной документацией лесного участка (для размещения линейных объектов – в соответствии с проектом межевания территории).
- Осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него.
- Подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении лесного участка.
- Заключение договора аренды лесного участка.
Кроме того, в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы лесных участков обязаны составлять проекты освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 496, согласно которому экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченный орган.
Кроме того, арендатор лесного участка обязан ежегодно подавать лесную декларацию (заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов), форма которой, порядок ее заполнения и подачи утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 января 2015 г. № 17.
Также арендатор лесного участка подает в уполномоченный орган в установленные сроки отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Таким образом, после заключения договора аренды лесного участка, арендатор обязан разработать проект освоения лесов, получить на него положительное заключение государственной экспертизы, подать лесную декларацию, а также сдавать указанную отчетность. Все эти документы необходимы для законного использования лесов во избежание штрафных санкций.